Проблема познания в фальсафе Ибн Сины

Авторы

  • Zhakan M. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Imanzhusip R. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2020.v74.i4.02

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема познания в фальсафе Ибн Сины, анализируются
ее теоретические, идеологические истоки. Цель статьи – сосредоточить внимание на проблеме
восприятия и проблеме воображения. Процесс познания Ибн Сины – это его интерпретация
материала как процесса возникновения вещей в мире. Согласно мыслителю, материя существует
как возможность, а разум живет как активная инициатива. По мнению Ибн Сина, разум делится
на божественный и человеческий. Первое является предварительным условием для вещей,
второе следует за ними.
По мнению авторов, вопросы теории познания, в частности вопросы ощущения, Ибн Синой
разбираются оригинально и самостоятельно. Так, в объяснении процесса зрения Ибн Сина
критически рассматривает взгляды Платона, Демокрита и других древнегреческих философов
и утверждает, что зрением мы ощущаем только цвета объективных вещей. Это ощущение
происходит путем отражения света от внешних предметов, когда свет падает на них, подобно
отражению внешних предметов в зеркалах.
Таким образом, Ибн Сина считал фантазию и воображение различными формами
творческого познания, причем содержание этих форм человеческой мысли через посредство
чувств он связывал с внешней действительностью и стремился найти их материальный субстрат
в мозге живого существа.
Ключевые слова: познание, теория познания, внешнее чувство, внутреннее чувство,
восприятие, ощущение, воображение, фантазия.

Загрузки

Опубликован

2021-01-03