Категория псевдонаучного как проблема: к тезису о Ренессансе философского знания
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2020.v71.i1.03Аннотация
Показано, что в настоящее время категория псевдонаучного требует последовательного философского осмысления. Это определяется, прежде всего, необходимостью переосмысления дисциплинарной структуры науки, которая перестала удовлетворять текущим потребностям развития цивилизации. На повестке дня стоит тезис о Новом Просвещении, выдвинутый Римским Клубом, а также тезис о ренессансе философского знания, нацеленным на системное устранение междисциплинарных барьеров. В таких условиях критерии научности и псевдонаучности, выработанные в рамках отдельных частных наук, перестают отвечать потребностям дальнейшего развития цивилизации; необходим более высокий уровень понимания проблемы – философский. Показано, что на современном этапе значение приобретают, прежде всего, научные работы, несущие значительный багаж идей, тогда как заурядные публикации, выполненные в русле ритуализации научных исследований, должны отойти на второй план и трактоваться как псевдонаучные. Предлагаемая трактовка оппозиции «научный – псевдонаучный» рассмотрена
на примере сопоставления идей, содержащихся в монографии О.О. Сулейменова «Аз и Я», с некоторыми современными исследованиями, не содержащими никаких новых идей и не представляющих реальной ценности, но полностью отвечающих существующим научно-бюрократическим канонам.
Ключевые слова: псевдонаука, ренессанс философского знания, Новое Просвещение, Римский Клуб, дисциплинарная структура науки, междисциплинарные барьеры.