Қайғы – это не трагедия, это прежде всего способность мыслить

Авторы

  • R. Kemerbay Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v68.i2.07

Аннотация

В казахской истории не раз встречается ситуация, когда выдающиеся личности ставят
целостность нации, светлое будущее, единство родной земли и судьбу народа выше своей.
Значительное место в развитии казахской философии занимает Асан-кайгы – основатель
философских сказаний. Сказания Асана-кайгы содержат обширные сведения о духовном
мировоззрении, культуре, истории и географии того периода. Его жырау посвящены острым
вопросам современности, которые автор предлагает обсудить. Жырау, являясь источником
справедливости, имел власть над ханами и их подданными. Воззрения Асана-кайгы сформировали
сущность философии той эпохи, а его творчество было исполнено чувством тревоги за будущее
народа. Статья посвящена исследованию наследия Асан-кайгы (XV век), основанного на
собственных глубоких философских взглядах жырау, а также на национальном мировозрении
стермившегося к свободе казахского народа. В статье анализируются такие понятия как
«Жерұйық», «заман», «қайғы», прослеживается их взимосвязь с современными достижениями
Казахстана. Жырлау Асан-кайгы фактически стали основой мировоззрения казахского народа,
его духовным стержнем и неким ориентиром обретения независимости.
Ключевые слова: Асан Кайгы, Заман, Килы заман, Зар заман, казахская философия, Жерұйық,
Қазақ Елі.

Загрузки

Опубликован

2019-07-07