Опера «КЫЗ-ЖИБЕК» Е. Брусиловского: эволюция музыкального текста в истории постановок
DOI:
https://doi.org/10.26577/jpcp.2019.v67.i1.04Аннотация
В статье рассматриваются постановки оперы «Кыз Жибек» Е. Брусиловского с 1934 по 2017 годы и ее музыкальные редакции, отражающие развитие жанра в соответствии с художественно-эстетическими запросами общества. Предметом исследования являются свойства коллективного творчества и авторства. На этапе создания произведения музыкальный материал сформировался благодаря сотрудничеству композитора с традиционными музыкантами. При последующих постановках необходимость музыкальных редакций определялась переработкой музыкально-драматического спектакля в оперу. Наибольшим изменениям музыкальный текст произведения подвергся в новой постановке. Музыкальная редакция 2017 года обусловлена современной концепцией оперного спектакля. В ней значительно изменяются базовые стороны оригинала – звуковысотные, ритмические, фактурные выразительные средства, а также композиция номеров и разделов. На основе исторического обзора постановок и анализа музыкальных редакций обосновывается идея о том, что в опере «Кыз-Жибек», наряду с коллективным творчеством, свойственным жанру, проявляются черты скрытого коллективного авторства при бесспорной ее принадлежности Е. Брусиловскому. Введение в научный обиход знаний о постановках и редакциях расширяет представление о жизни первой национальной оперы «Кыз-Жибек» в музыкальной культуре Казахстана.
Ключевые слова: опера, композитор, коллективное творчество, музыкальное искусство, коллективное авторство, постановка, редакция.