Особенности культуры мышления и логические системы в философии И.Канта

Авторы

  • Б. М. Аташ

Аннотация

В данной статье рассматривается видение основоположенником немецкой классической философии И. Кантом культуры вообще, культуры мышления в частности. Проблемы культуры рассматриваются И. Кантом в работах, посвященных философии истории и философской антропологии (как философском учении о человеке). Хотя он считает, что основным вопросом философии в ее «всемирно-гражданском значении» является «Что такое человек?», тем не менее он придерживается мировоззренческого Натуроцентризма, о котором заявило о себе начало Нового времени. Отсюда, исследовать человека, общество и историю возможно лишь на основе исследования Природы. Человек как творение природы, по Канту, внутренно антитечен. У него имеется склонность к общению с себе подобными, и в то же время сильное стремление к уединению, т.е. склонность к необщительности. Кант различает общую и частную культуры душевных способностей. Культура же познающего мышления заключается в том, чтобы строго следовать правилам рассудка, не позволяющим выходить за пределы опыта, что, по Канту, невозможно в принципе, но возможно лишь в воображении. Тем самым, несмотря на то, что он различает культуру и дисциплину, в данном случае культура мышления и дисциплина мышления совпадают.
Ключевые слова: Кант, логика культура мышления, трансцендентальная логика, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика, философия.

Загрузки

Опубликован

2018-03-13