Понятие онтотеологии у Канта и Хайдеггера и возможность религии: современная протестантская интерпретация

Авторы

  • Р. Соловий

Аннотация

Цель этой статьи заключается в анализе происхождения концепта онтотеологии в истории философии, а также его рецепции в современной протестантской теологии. Термин «онтотеология» был введен в научный оборот И. Кантом, который использовал его для обозначения онтологического доказательства бытия Бога, основывающегося на концептуальных рассуждениях. Кант продемонстрировал, что метафизическая концепция Бога как высшего совершенного бытия не может обеспечить знания о реальности Бога с объективной определенностью. Дальнейшие развитие понятия онтотеологии связано с М. Хайдеггером, который использовал его в гораздо более широком смысле, чем Кант. Согласно Хайдеггеру, онтотеологиечское мышление характеризирует всю западную метафизическую традицию, для которой вопрос Бытия связан с вопросом Бога. Однако критика Хайдеггером онтотеологии не должна восприниматься как критика теистического дискурса как такового, критика, полагающая своей целью философское опровержение веры в Творца. Эта критика направлена против метафизической традиции, которая редуцирует Бога до качества Первопричины, полностью интеллигибельной для человеческого понимания. Именно этот аспект критики онтотеологии получил наиболее широкую рецепцию в современной протестантской теологии.
Ключевые слова: онтотеология, метафизика, эпистемология, И. Кант, М. Хайдеггер, протестантское богословие.

Опубликован

2018-03-04