Духовно-нравственная философия Абая как завет поколениям

Авторы

  • К. К. Бегалинова КазНУ имени аль-Фараби
  • Е. Досмагамбетов КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

В статье раскрывается духовно-нравственная философия Абая как фундамент, идейно-теоретический источник современной казахстанской культуры. Осуществляется анализ основных положений его учения, вобравших в себя нравственные ценности мировой духовности, прежде всего русской. Показывается, что, помимо русской культуры, на процесс формирования и развития учения Абая оказала культура трёх мировых культур – западной (европейской), восточной (буддизм, ислам) и тюркской (казахской). На основе анализа научно-исследовательской литературы раскрывается категориальный аппарат учения Абая, исходным началом которого выступает природа, в которой растворён Бог (Аллах). Это своеобразный пантеизм. Сущностную основу его составляет понимание человека как микрокосмоса, который выступает целостным, универсальным существом. И эту целостность он приобретает благодаря единству души и тела. Когда это единство разрушается, то наступает конец жизни. Вечным, нетленным в человеке остаётся его душа, дух. Поэтому Абай предъявлял высокие требования к человеку, призывая его быть Человеком (Адам бол). Подробно исследуется духовно-нравственное учение мыслителя, созвучное нашему времени.
Ключевые слова: философия Абая, суфизм, теоретические источники, «Слова назидания», онтология, гносеология, нравственность, «Адам бол», универсализм.

Загрузки

Опубликован

2018-11-07