История в фокусе постклассики

Авторы

  • G. Kh. Myamesheva КазНУ имени аль-Фараби
  • A. Mussalin Университет международного бизнеса
  • K. K. Kindikbayeva КазНУ имени аль-Фараби

Аннотация

В статье история рассматривается через призму Другого взгляда и взгляда Другого.
Раскрываются понятия «история», «взгляд», «другой». Даются концепции монументальной,
антикварной и критической истории Ф. Ницше. Человек является деятельным и стремящимся
существом, поэтому ему нужна монументальная история. Как охраняющее и почитающее
существо человек нуждается в антикварной истории, а как страждущее и жаждущее свободы
– в критической истории. Выявляются классические и постклассические концепты Другого,
теория околоцентризма западного рационализма. Классическая трактовка Другого как Иного
моего Я проистекает из Гегелевской философии тождества. В то время как постклассический
подход базируется на принципе различия, Другой рассматривается как некая самостоятельная
структура, не привязанная к Я. Вариаций классического подхода существует несколько: Другой
как другое сознание Х.Ортега-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Гуссерля; Другой как ближний М. Бубера,
Другой как условие, возможность Я, диалог с Другим М.М. Бахтина, С.Л. Франка; Другой
как участник жизненного мира и коммуникаций Ю. Хабермаса. Постклассический подход
конструирует Другого как структуру, как взгляд на мир через Другого М. Фуко, Ж. Лакана,
Ж. Делеза, Э. Левинаса. Посредством этих теорий и понятий позиционируется история Степи,
новая хронология, принципы социального теоретика. Другой взгляд затрагивает проблему
достоверного/недостоверного в истории, истории/ литературы, внешнего/внутреннего. Взгляд
Другого – это диалог новой/традиционной хронологии, историка/философа, логика/ сенсорика.
Ключевые слова: История, взгляд, Другой, окулоцентризм, симулякр, постклассика, тип информационного метаболизма (ТИМ), эффект реальности.

Загрузки

Опубликован

2018-09-14