Культурологический аспект философии: история, принципы, методология

Авторы

  • С. К. Калпетходжаева Университет «Туран»

Аннотация

Автор задается вопросом о сущности современной культурологической науки, рассматривая такие ее аспекты, как история формирования культурологических принципов, методология и организация функционально-сущностной составляющей общефилософского теоретического знания. В связи с чем анализу подвергаются аксиологические универсалии, историко-цивилизационная константа, этно-демографическая и художественно-волюнтативная и другие части философии культуры. Человеческая природа в процессе генезиса выработала инстинктивное соблюдение традиционного, проверенного и противление незнакомому, радикальному. Данной консервативностью объясняются многочисленные теории кризиса науки и культуры, «конца истории», которые время от времени имеют место в философских концепциях. Начало ее проложила «философия отчаяния» датского христианского гуманиста Сёрена Кьеркегора, затем продолжилась в творчестве многих известных философов – О.Шпенглера, Г.Зиммеля, Э.Гуссерля, А.Вебера, Т.Лессинга, П.Сорокина и др. Основной мыслью философской рефлексии о кризисе культуры является мысль о преходящем характере любого явления, в связи с чем прогресс науки и классическая рациональность Нового времени и эпохи Просвещения оказывались ушедшими явлениями прошлого, на смену которым приходит время господства интеллектуального труда, направленного на облегчение условий жизни, практицизм и комфортабельность. Последняя концепция культурного развития принадлежит постмодернизму – направлению, возникновение которого прямо связано с формированием понимания кризиса культуры. Обесценивание духовности в обществе показывает, утверждают его представители (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Лиотар, Ю.Кристева и др.), чего в действительности желает человек: низменного желания потребления, а искусство и культура в современном обществе выполняют развлекательную функцию. Концепция постмодернизма неожиданна: полное отрицание устойчивых структур общества, творческий хаос, провозглашение «диалогического воображения» (М.Бахтин), опровержение авторитетов и канонов, ирония, анализ роли информационных технологий. Автор утверждает, что художественное творчество эстетично, если замысел и воплощение идеи продиктованы потребностью и общим интересом. Культура – это сокровищница человеческой деятельности, и всякое ее проявление уместно. Ключевые слова: философия культуры, история, индивид, духовность

Загрузки

Опубликован

2018-10-15