Роль ханафитской традиции в формировании исламской идентичности (казахстанский контекст)

Авторы

  • М. К. Бектенова Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Республика Казахстан, г. Алматы
  • Н. Л. Сейтахметова Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Республика Казахстан, г. Алматы

Ключевые слова:

исламская идентичность, Абу Ханифа, ханафитский мазхаб, исламская умма, казахские традиции, мировоззрение, религиозная вера, межконфессиональное согласие, толерантная ханафитская традиция.

Аннотация

В статье раскрывается смысл ханафитского мазхаба и его роль в развитии толерантного религиозного сознания казахстанского общества. Авторы статьи анализируют опыт изучения ханафитского мазхаба в зарубежном научно-исследовательском и социологическом дискурсах. Вместе с тем авторы акцентируют внимание на том, что большое количество исследований по изучению и распространению ханафитского мазхаба продиктовано интересом сохранения не только религиозной идентичности, но и религиозной стабильности в тех регионах, где данный мазхаб является превалирующим. В данном аспекте раскрывается значение ханафитского мазхаба в формировании толерантного религиозного сознания – еще одной важной темы современных научных исследований. В статье приводятся некоторые социологические данные, связанные с изучением реального значения ханафитского мазхаба в казахстанских социокультурных и политических реалиях, по результатам которых можно сделать вывод о том, что ханафитский фактор в стране считают культурообразующим компонентом казахской духовности, исламской идентичности и фактором консолидации общества, а также мусульманской уммы.

Библиографические ссылки

1 http://www.golos-ameriki.ru/content/sociology-of-islam/1652194.html
2 Inglehart, Ronald &Pippa Norris (2009). Muslim Integration into Western Cultures: Between Origins and Destinations. Faculty Research Working Papers Series, John F. Kennedy School of Government, Harvard University, March.
3 Rizzo, Helen, Abdel-Hamid Abdel-Latif& Katherine Meyer (2007). «The Relationship Between Gender Equality and De-mocracy: A Comparison of Arab Versus Non-Arab Muslim Societies.» Sociology, 41(6): 1151-70.
4 Tessler, Mark (2002). «Islam and Democracy in the Middle East: The Impact of Religious Orientations on Attitudes towards Democracy in Four Arab Countries.» Comparative Politics, 34(3): 337-54.
5 GiddensE. Sociologia. M., 1999. - С. 337-338
6 RustamBatyr. AbuHanifa. Zhizn’ inaslediye.- Medina, 2007. - 288 p.
7 Rezvan E.A. Koran i ego mir - The QUR’AN and its world / Е. А. Rezvan; Akad.nauk, institute vostokovedeniya. S.- Peterburg. phil. - Sankt-Peterburg: Peterburgskoevostokovedeniye, 2001. -p. 601
8 Syoukiyaynen L.R. Musulmanskoe pravo. Voprosy teorii i praktiki. - М., Glavnaya redakciya vostochnoi literatury izdatel- stva «Nauka», 1986. - С. 256.
9 Bernard Lewis. Shto ne tak? Put’ Zapada i Blizhnego Vostoka: progress i tradicionalizm= What Went Wrong?: The Clash Between Islamand Modernityinthe Middle East - М.: «Olimp-Biznes», 2003. - 224 с.
10 Kremer G., Geschichte des Islam, Munich: Beck Verlag, 2005.
11 Rosini S. «Djihad: politische context». - Berlin, 2009
12 Rezultaty Socisadanypo NIP «Tradicionnaya religiya dlya Kazahstana: sut’ i otlichiyasunnizmahanafitskogomazhaba». Av- torySeitahmetova N.L., Satershinov B.M., Almaty, 2014.
13 Tamzhe
14 Tamzhe

Загрузки

Опубликован

2015-03-01