Вера в учениях аль-Матуриди

Авторы

  • М. М. Мырзабеков Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Яссави

Аннотация

Имам аль-Матуриди является основателем матуридизма, одного из двух основных
теологических школ суннитского направления. Он занялся дальнейшим развитием теологических
теорий Абу-Ханифы и содействовал углубленному изучению суннитского ислама в Центральной
Азии. Толкование веры аль-Матуриди основано на принципе признания религии всем сердцем.
С этим убеждением аль-Матуриди выступал против мутазилитов и хариджитов, считавших веру
одним из видом действий, выступил против каррамии, считавшей, что веру можно передать
через словесное признание, а также выступил против жахмии, воспринимавшей веру лищь как
знание. Потому что настоящая религиозность не ведет к истинной религии лишь знанием веры
в Бога или призыванием к Богу словами. Истинная религия требует искренности. Искренность
– это действия сердца. Следовательно, вера становится целостной только через искреннее
уверование и принятие его всем сердцем. Тем не менее, для озвучивания веры язык является
дополнительным средством. А знание является обязательным условием для дальнейшего
укрепления веры и истины. С данной точки зрения мыслитель признавал важность ума и знаний.
Аль-Матуриди упомянул также, что вера в божественность не измеряется действиями и вера
не измеряется по количеству совершенных поступков, так как веру нельзя измерить числами.
Поэтому он считал, что у верующих в Бога людей иман одинаков. В учении мыслителя иман
создан позже, так как вера в Бога и принятие его величия – это человеческая деятельность. Нет
сомнений в том, что человеческое действие было создано. Поэтому человек должен говорить,
что «я мумин», и быть уверен в имане своего сердца.
Ключевые слова: Аль-Матуриди, иман, тасдик, икрар, истисна, калб, марифат, Қуран,
мутазила, хашвия, мазхаб, харижи.

Загрузки

Опубликован

2018-08-01